Живая природа

Деревья, кустарники, травы

Рейтинг:  0 / 5

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

На данном уроке будет рассмотрена тема «Деревья, кустарники и травы», которая поможет школьникам больше узнать об окружающем мире. С её помощью учащиеся смогут узнать о деревьях, сроках их жизни, отличия кустарников от деревьев, а также о различных видах трав, которые встречаются на нашей планете.

Урок: Де­ре­вья, ку­стар­ни­ки и травы

1. Деревья

Де­ре­вья – это мно­го­лет­ние рас­те­ния. «Мно­го­лет­ние» зна­чит, что они живут много лет. А сколь­ко же живут де­ре­вья? Одни живут де­сят­ки, а дру­гие – сотни лет. Есть на нашей пла­не­те де­ре­вья-дол­го­жи­те­ли, они живут более ты­ся­чи лет. Рас­смот­рим таб­ли­цу про­дол­жи­тель­но­сти жизни неко­то­рых де­ре­вьев.

  

Рис. 1

2. Кора дерева

Дол­го­жи­те­лем яв­ля­ет­ся Се­квойя, ее про­дол­жи­тель­ность жизни со­став­ля­ет более ты­ся­чи лет.

Много лет нужно де­ре­ву, чтобы стать боль­шим и мо­гу­чим. Сколь­ко лет де­ре­ву, можно узнать по го­до­вым коль­цам на спиле. Каж­дый год де­ре­во рас­тет, об­ра­зуя новое го­до­вое коль­цо. Вни­ма­тель­но рас­смот­ри­те го­до­вые коль­ца, в них за­шиф­ро­ва­на ис­то­рия всей жизни де­ре­ва.

  

Рис. 2 

Все де­ре­вья имеют общее стро­е­ние. У них есть корни, твер­дый ствол, по­кры­тый корой, ветви об­ра­зу­ют крону де­ре­ва. От­ли­ча­ют­ся де­ре­вья тол­щи­ной ство­ла, фор­мой кроны и цве­том, узо­ром коры. Рас­смот­рим ри­сун­ки и опре­де­лим де­ре­вья по коре.

Рис. 3. Это кора бе­ре­зы

Это кора сосны

Рис. 4. Это кора сосны 

Это кора дуба        

Рис. 5. Это кора дуба 

3. Листья дерева

А еще де­ре­вья от­ли­ча­ют­ся друг от друга ли­стья­ми, цве­та­ми, пло­да­ми, се­ме­на­ми. Они раз­ной ве­ли­чи­ны, формы и окрас­ки. Рас­смот­рим стро­е­ния ли­стьев.

Липа          Дуб            

Рис. 6. Липа,  рис. 7. Дуб

Осина   

Рис. 8. Осина

Лист со­сто­ит из ли­сто­вой пла­сти­ны и че­реш­ка. Про­стые ли­стья имеют одну ли­сто­вую пла­сти­ну. Такие ли­стья есть у липы, дуба, осины.

Каштан        Рябина     

Рис. 9. Каш­тан , рис. 10. Ря­би­на 

Ясень           

Рис. 11. Ясень 

Слож­ные ли­стья со­сто­ят из несколь­ких ли­сто­вых пла­стин, каж­дая из ко­то­рых имеет соб­ствен­ный че­ре­шок. Такие ли­стья есть у каш­та­на, ря­би­ны, ясеня.

Ино­гда на одном месте рас­тут де­ре­вья од­но­го вида. На­при­мер, толь­ко бе­ре­зы, дубы, ели или осины; такие места имеют свои на­зва­ния.

Березовая роща    

Рис. 12. Бе­ре­зо­вая роща 

Дубовая роща или дубрава  

Рис. 13. Ду­бо­вая роща или дуб­ра­ва

Осинник       

Рис. 14. Осин­ник

Ельник

Рис. 15. Ель­ник 

Сосновый бор

Рис. 16. Сос­но­вый бор

4. Цветки дерева

Как и все рас­те­ния, де­ре­вья на­чи­на­ют цве­сти вес­ной. Пер­вы­ми за­цве­та­ют верба и ольха, а за ними – бе­ре­за, ря­би­на, клен. По­след­ним за­цве­та­ет дуб. На месте цве­тов об­ра­зу­ют­ся плоды. Рас­смот­рим ри­сун­ки и опре­де­лим де­ре­вья по их цве­там.

Клен     Каштан                

Рис. 17. Клен, рис. 18. Каш­тан

Рябина   Черемуха    

Рис. 19.  Ря­би­на , рис. 20. Че­ре­му­ха 

5. Плоды дерева

Опре­де­ли­те де­ре­вья по их пло­дам.

Клен    Рябина

Рис. 20. Клен, рис. 22. Ря­би­на

Дуб    Каштан     

Рис. 23. Дуб, рис. 24. Каш­тан  

6. Древесина

Как че­ло­век ис­поль­зу­ет дре­ве­си­ну? Дре­ве­си­на – это внут­рен­няя часть де­ре­ва без коры. Из дре­ве­си­ны люди стро­ят дома, де­ла­ют ме­бель, бу­ма­гу, ис­поль­зу­ют как топ­ли­во и из­го­тав­ли­ва­ют раз­ные вещи.

7. Кустарники

Ку­стар­ни­ки – это мно­го­лет­ние рас­те­ния. Они живут 10-20 лет. У ку­стар­ни­ков нет глав­но­го ство­ла, они имеет несколь­ко твер­дых ство­ли­ков, по­кры­тых корой. Да­вай­те по­зна­ко­мим­ся с неко­то­ры­ми пред­ста­ви­те­ля­ми этой груп­пы.

Лещина        

На­зва­ние про­изо­шло от слова «лещ». Круг­лые ли­стья этого ку­стар­ни­ка по форме на­по­ми­на­ют рыбу. Плоды ле­щи­ны – орехи, он съе­доб­ны. Вто­рое на­зва­ние ку­стар­ни­ка – ореш­ник.

Черноплодная рябина       

Ку­стар­ник с чер­ны­ми пло­да­ми. Плоды съе­доб­ны, об­ла­да­ют ле­чеб­ны­ми свой­ства­ми. Вто­рое на­зва­ние этого ку­стар­ни­ка – Аро­ния.

Снежноягодник          

Этот ку­стар­ник по­лу­чил свое на­зва­ние от цвета пло­дов. Плоды – не съе­доб­ны.

8. Травянистые растения

Тра­вя­ни­стые рас­те­ния не имеют твер­до­го ство­ла, Сте­бель у них мяг­кий, соч­ный и зе­ле­ный. Среди тра­вя­ни­стых рас­те­ний тоже есть мно­го­лет­ние рас­те­ния.

К ним от­но­сит­ся Пижма. Это рас­те­ние легко узнать по жел­тым цве­там и ли­стьям, по­хо­жим на ли­стья ря­би­ны.

         

Лопух или ре­пей­ник. Плоды этого рас­те­ния имеют крюч­ки, стоит хоть од­но­му крюч­ку за­це­пить­ся за шерсть жи­вот­но­го или одеж­ду че­ло­ве­ка, и ото­рвать их почти невоз­мож­но. Не зря су­ще­ству­ет вы­ра­же­ние: «При­стал, как репей». А еще бла­го­да­ря ло­пу­ху было сде­ла­но от­кры­тие – за­стеж­ка-ли­пуч­ка. Она была изоб­ре­те­на в 1948 году швей­цар­ским ин­же­не­ром Жор­жем де Мест­ра­лем, ко­то­рый раз­гля­дел се­ме­на ло­пу­ха, при­це­пив­ши­е­ся к шер­сти его со­ба­ки.

      

Среди тра­вя­ни­стых рас­те­ний есть и од­но­лет­ние рас­те­ния, ко­то­рые живут на про­тя­же­нии од­но­го года. Вес­ной они про­рас­та­ют из семян, летом – цве­тут, осе­нью – дают плоды с се­ме­на­ми и от­ми­ра­ют.

К од­но­лет­ним тра­вя­ни­стым рас­те­ни­ям от­но­сит­ся пас­ту­шья сумка. Плоды этого рас­те­ния по форме на­по­ми­на­ют сумку пас­ту­ха.

         

Ле­бе­да. Ли­стья этого рас­те­ния по­кры­ты се­реб­ри­сты­ми во­лос­ка­ми, по­это­му ка­жет­ся, что они по­сы­па­ны мукой.

     

Мок­ри­ца. На­зва­ние рас­те­ние по­лу­чи­ло по­то­му, что оно все­гда мокрое даже в сухую по­го­ду. Из-за цвет­ков на­по­ми­на­ю­щих звез­доч­ки, рас­те­ние по­лу­чи­ло вто­рое на­зва­ние – Звезд­чат­ка.

          

9. Сорняки

Мок­ри­ца, ле­бе­да и пас­ту­шья сумка – это ди­ко­рас­ту­щие рас­те­ния, ко­то­рые по­лу­чи­ли еще одно на­зва­ние – сор­ные рас­те­ния или сор­ня­ки. Они рас­тут на полях и ого­ро­дах вме­сте с куль­тур­ны­ми рас­те­ни­я­ми. Сор­ня­ки по­гло­ща­ют боль­шое ко­ли­че­ство воды и пи­та­тель­ных ве­ществ, тем самым они за­глу­ша­ют куль­тур­ные рас­те­ния и сни­жа­ют уро­жай.

Про­пол­ка – один из спо­со­бов борь­бы с сор­ня­ка­ми.

На сле­ду­ю­щем уроке будет рас­смот­ре­на тема «Лист­вен­ные и хвой­ные де­ре­вья». В ходе урока мы раз­де­лим де­ре­вья на две груп­пы и вы­яс­ним их от­ли­чи­тель­ные при­зна­ки.

Ре­ко­мен­до­ван­ное до­маш­нее за­да­ние

1. В чем раз­ли­чие между де­ре­вья­ми, ку­стар­ни­ка­ми и тра­ва­ми?

2. Какие де­ре­вья и ку­стар­ни­ки рас­тут на вашем школь­ном участ­ке?

3. Какие рас­те­ния на­зы­ва­ют од­но­лет­ни­ми, дву­лет­ни­ми и мно­го­лет­ни­ми?

4. *Рас­ска­жи­те, как про­ис­хо­дит рост и раз­ви­тие рас­те­ния. Про­ну­ме­руй­те ри­сун­ки.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Доступные Знания.

Новостная рассылка

Подпишитесь на последние новости

Поиск