Знакомство с основными понятиями в математике

10.Введение понятия «масса»

Рейтинг:  0 / 5

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

На этом уроке мы познакомимся с понятием «масса». Мы узнаем про разные приборы, которые используются для ее измерения, и научимся определять массу с их помощью. Также мы научимся решать задачи на нахождение массы различных предметов. Знания, полученные на этом уроке, вы сможете применять в повседневной жизни.

Тема: Зна­ком­ство с ос­нов­ны­ми по­ня­ти­я­ми в ма­те­ма­ти­ке

Урок: Вве­де­ние по­ня­тия «масса»

1. Задание № 1 на сравнение массы

За­да­ние 1

Необ­хо­ди­мо рас­смот­реть ри­сун­ки и ска­зать, какой из пред­ме­тов в каж­дой паре легче или тя­же­лее.

1-я пара: слон и мышка;

2-я пара: огу­рец и тыква;

3-я пара: пол­ное ведро и пу­стое ведро.

Ответ: слон тя­же­лее мышки;

огу­рец легче тыквы;

пол­ное ведро тя­же­лее пу­сто­го ведра.

Если взять в руки лист бу­ма­ги или книгу, то можно ска­зать, что тон­кий лист бу­ма­ги легче, а книга тя­же­лее.

2. Масса и приборы для ее измерения

Когда мы срав­ни­ва­ем пред­ме­ты и го­во­рим, легче или тя­же­лее, мы имеем в виду такое свой­ство пред­ме­та, ко­то­рое на­зы­ва­ет­ся «масса».

Не все­гда легко опре­де­лить, какой пред­мет легче, а какой тя­же­лее, на глаз. По­это­му при­ду­ма­ли спе­ци­аль­ный при­бор для из­ме­ре­ния массы. Этот при­бор на­зы­ва­ет­ся «весы».

В наше время весы бы­ва­ют раз­ны­ми. Это могут быть элек­трон­ные весы, ко­то­рые ис­поль­зу­ют­ся в ма­га­зи­нах для взве­ши­ва­ния массы то­ва­ра. Для этого вы кла­де­те товар на весы, а в окош­ке вы­све­чи­ва­ет­ся масса ва­ше­го то­ва­ра.

Рань­ше чаще поль­зо­ва­лись ча­шеч­ны­ми ве­са­ми. Для того чтобы срав­нить массу двух пред­ме­тов, их укла­ды­ва­ли на чаши весов. Если чаша с пред­ме­тов опус­ка­лась ниже, зна­чит, тот пред­мет был боль­ше. Если чаша под­ни­ма­лась выше, зна­чит, пред­мет по массе был мень­ше.

3. Задание №2 на сравнение массы с помощью весов

За­да­ние 2:

Необ­хо­ди­мо срав­нить по массе раз­ные пред­ме­ты, изоб­ра­жен­ные на ри­сун­ке:

На ча­шеч­ных весах на пер­вой кар­тин­ке – гусь и ку­ри­ца, на вто­рой – пакет с кру­пой и пакет с мукой, на тре­тьей – арбуз и тыква.

Рас­смот­рим вни­ма­тель­но чаши весов. Так как чаши весов не на­хо­дят­ся на одном уровне, а гусь и чаша опу­сти­лись ниже, зна­чит, можно ска­зать, что масса гуся боль­ше, чем масса ку­ри­цы.

На вто­рой кар­тин­ке мы видим, что пакет с кру­пой на­хо­дит­ся на чаше выше, чем паке с мукой. Зна­чит, можно сде­лать вывод, что пакет с кру­пой мень­ше по массе, чем пакет с мукой.

На тре­тей кар­тин­ке видно, что чаши весов на­хо­дят­ся на одном уровне. А зна­чит, арбуз и тыква оди­на­ко­вы по массе.

Эти на­блю­де­ния можно за­пи­сать с по­мо­щью зна­ков: боль­ше «>», мень­ше «<» или равно   «=».

Ответ: масса гуся боль­ше, чем масса ку­ри­цы;

пакет с кру­пой мень­ше по массе, чем пакет с мукой;

арбуз и тыква оди­на­ко­вы по массе.

4. Единица измерения массы

Так как мы сде­ла­ли срав­не­ние массы пред­ме­тов с по­мо­щью зна­ков боль­ше «>», мень­ше «<» или равно «=», можно сде­лать вывод, что масса – это ве­ли­чи­на. В этом слу­чае мы можем вы­пол­нять дру­гие дей­ствия – сло­же­ние и вы­чи­та­ние – с этой ве­ли­чи­ной.

Чтобы из­ме­ре­ния массы были точ­ны­ми, была вы­бра­на еди­ная еди­ни­ца из­ме­ре­ния массы – ки­ло­грамм. В ма­те­ма­ти­ке ки­ло­грамм со­кра­щен­но за­пи­сы­ва­ет­ся как «кг».

5. Задача №1

За­да­ча 1:

Масса гуся – 5 кг, масса ку­ри­цы – 3 кг. На сколь­ко масса ку­ри­цы мень­ше массы гуся?

Ре­ше­ние: чтобы ре­шить за­да­чу, необ­хо­ди­мо срав­нить, какая масса боль­ше, а какая мень­ше.

Чтобы срав­нить два числа и узнать, на сколь­ко одно число боль­ше или мень­ше дру­го­го, необ­хо­ди­мо из боль­ше­го числа вы­честь мень­шее. Зна­чит, из 5 кг нужно вы­честь 3 кг. По­лу­чит­ся сле­ду­ю­щее ре­ше­ние:

Ответ: масса ку­ри­цы мень­ше, чем масса гуся, на 2 кг.

6. Задача №2

За­да­ча 2:

Ку­пи­ли 1 кг яблок и 2 кг ман­да­ри­нов. Ка­ко­ва масса всей по­куп­ки?

Ре­ше­ние: Для того чтобы узнать массу всей по­куп­ки, необ­хо­ди­мо вы­пол­нить сло­же­ние.

Ответ: масса всей по­куп­ки – 3 кг.

7. Подведение итогов

Итак, се­год­ня на уроке мы по­зна­ко­ми­лись с по­ня­ти­ем «масса». Масса – это свой­ство, ха­рак­те­ри­зу­ю­щее тя­жесть пред­ме­та. Также мы узна­ли, что для из­ме­ре­ния массы есть еди­ная еди­ни­ца – ки­ло­грамм.

 

Спи­сок ли­те­ра­ту­ры

  1. Алек­сан­дро­ва Л.А., Морд­ко­вич А.Г. Ма­те­ма­ти­ка 1 класс. – М: Мне­мо­зи­на, 2012.
  2. Баш­ма­ков М.И., Нефе­до­ва М.Г. Ма­те­ма­ти­ка. 1 класс. – М: Аст­рель, 2012.
  3. Бе­ден­ко М.В. Ма­те­ма­ти­ка. 1 класс. – М7: Рус­ское слово, 2012.

 

 

До­маш­нее за­да­ние

1. Чему равен вес ме­шоч­ка муки?

2. Чему равен вес ме­шоч­ка са­ха­ра?

3. Что тя­же­лее, яб­ло­ки или апель­син?

 

4. Кто тя­же­лее, если масса кро­ко­ди­ла Гены равна массе трех Че­бу­ра­шек, а масса Вин­ни-Пу­ха равна массе пяти Че­бу­ра­шек?

5. Что легче: 1 кг ваты или 1 кг же­ле­за?

6. Гусь, сто­я­щий на одной ноге, весит 1 кг. Сколь­ко он весит, когда стоит на двух ногах?

7. Щука весит боль­ше, чем ка­рась, а ка­рась – боль­ше, чем вьюн. Кто самый лег­кий?

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Доступные Знания.

Новостная рассылка

Подпишитесь на последние новости

Поиск