Начальное знакомство с математикой

6.Сравнение предметов. На сколько больше? На сколько меньше?

Рейтинг:  0 / 5

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

На этом уроке мы узнаем о знаках «равно» (=), «не равно» ( ), «больше» (>) и «меньше» (<), научимся правильно их применять. Сможем ответить на вопрос, на сколько больше или на сколько меньше предметов в группе. Выполним множество интересных заданий.

Сравнение предметов. Знак «равно» (=)

На этом уроке мы на­учим­ся узна­вать, на сколь­ко одних пред­ме­тов боль­ше и на­сколь­ко дру­гих мень­ше. Рас­смот­рим пер­вый при­мер (рис. 1):

Сравнение бабочек и цветов

Рис. 1. Срав­не­ние ба­бо­чек и цве­тов

Срав­ним, чего боль­ше: ба­бо­чек или цве­точ­ков? Чтобы от­ве­тить на этот во­прос, со­ста­вим пары:

Ба­боч­ка – цве­то­чек (рис. 2).

Сравнение бабочек и цветов

Рис. 2. Срав­не­ние ба­бо­чек и цве­тов

Что мы за­ме­ти­ли? Всем ба­боч­кам хва­ти­ло по цве­точ­ку, всем цве­точ­кам хва­ти­ло ба­бо­чек.

Де­ла­ем вывод: цве­точ­ков столь­ко же, сколь­ко и ба­бо­чек; ба­бо­чек столь­ко же, сколь­ко и цве­точ­ков.

Как же это за­пи­сать? Обо­зна­чим ба­бо­чек бук­вой Б, а цве­точ­ки бук­вой Ц (рис. 3).

Буквенные обозначения

Рис. 3. Бук­вен­ные обо­зна­че­ния 

В ма­те­ма­ти­ке был при­ду­ман знак «равно». Чи­та­ем вы­ра­же­ние: Б = Ц (рис. 4).

Б = Ц

Рис. 4. Б = Ц 

То есть число ба­бо­чек равно числу цве­точ­ков.

 Сравнение предметов. Знак «не равно» ()

Рас­смот­рим еще один при­мер. Срав­ним, чего боль­ше, мя­чи­ков или ку­би­ков (рис. 5).

Сравнение мячиков и кубиков

Рис. 5. Срав­не­ние мя­чи­ков и ку­би­ков

Со­ста­вим пары мя­чи­ков и ку­би­ков. Что мы за­ме­ти­ли?

Пары предметов

Рис. 6. Пары пред­ме­тов 

Од­но­му мя­чи­ку не хва­ти­ло пары ку­би­ка (рис. 6).

Де­ла­ем вывод: ко­ли­че­ство мя­чи­ков и ку­би­ков раз­ное.

За­пи­шем это. Обо­зна­чим мя­чи­ки бук­вой М, а ку­би­ки бук­вой К. В ма­те­ма­ти­ке был при­ду­ман знак «не равно». Чи­та­ем вы­ра­же­ние: М  К (рис. 7).

М не равно К

Рис. 7. М не равно К

То есть число мя­чи­ков не равно числу ку­би­ков.

 Выполнение практических заданий

По­тре­ни­ру­ем­ся в по­ста­нов­ке зна­ков «равно» и «не равно» (рис. 8, 9).

Знак «равно»

Знак «не равно»

Рис. 8. Знак «равно» 

Рис. 9. Знак «не равно»

Рас­смот­ри­те кар­тин­ки и опре­де­ли­те, какой знак нужно по­ста­вить (рис. 10).

Сравнение предметов и фигур

Рис. 10. Срав­не­ние пред­ме­тов и фигур 

Число ка­ран­да­шей не равно числу ручек (рис. 11).

Выбор нужного знака

Рис. 11. Выбор нуж­но­го знака

Число тре­уголь­ни­ков равно числу кру­жоч­ков (рис. 12).

Число треугольников равно числу кружочков

Рис. 12. Число тре­уголь­ни­ков равно числу кру­жоч­ков 

Вывод: если всем пред­ме­там на­хо­дят­ся пары, зна­чит, их ко­ли­че­ство равно; если оста­ют­ся пред­ме­ты без пары, зна­чит, их ко­ли­че­ство не равно.

 Сравнение предметов. Знаки «больше» (>) и «меньше» (<)

Ино­гда для срав­не­ния пред­ме­ты в груп­пах удоб­нее по­счи­тать. Про­ве­дем срав­не­ние груп­пы пред­ме­тов, ис­поль­зуя счет. Рас­смот­рим пер­вый при­мер.

Срав­ним, чего боль­ше: ёло­чек или шишек (рис. 13)?

Сравнение ёлочек и шишек

Рис. 13. Срав­не­ние ёло­чек и шишек 

Сколь­ко ёло­чек на кар­тин­ке? 6 ёло­чек. А сколь­ко шишек? 4 шишки (рис. 14).

 Количество елочек и шишек

Рис. 14. Ко­ли­че­ство ело­чек и шишек 

Как по­ка­зать, что 6 боль­ше, чем 4, а 4 мень­ше 6? Для того чтобы не пи­сать слова «боль­ше» и «мень­ше», ма­те­ма­ти­ки до­го­во­ри­лись обо­зна­чать их спе­ци­аль­ны­ми зна­ка­ми. Так, слово «боль­ше» мы будем обо­зна­чать зна­ком «боль­ше» –. Рас­смот­ри­те его: он похож на клю­вик птич­ки, клю­вик от­крыт в сто­ро­ну боль­ше­го числа (рис. 15).

Знак «больше»

Рис. 15. Знак «боль­ше» 

А слово «мень­ше» обо­зна­ча­ют зна­ком «мень­ше» – .

Знак «меньше»

Рис. 16. Знак «мень­ше»

Этот знак похож на за­кры­тый клю­вик птич­ки, ко­то­рый по­ка­зы­ва­ет на мень­шее число.

До­ба­вим шишек во вто­рую груп­пу (рис. 17).

Число шишек увеличилось

Рис. 17. Число шишек уве­ли­чи­лось 

Сколь­ко те­перь шишек? Во­семь (рис. 18).

Число шишек увеличилось

Рис. 18. Число шишек уве­ли­чи­лось 

За­пи­шем: шесть мень­ше вось­ми, во­семь боль­ше шести (рис. 19).

Запись сравнения предметов

Рис. 19. За­пись срав­не­ния пред­ме­тов 

Де­ла­ем вывод: для того чтобы срав­нить числа, ис­поль­зу­ют знаки < и >. Пом­ни­те: клю­вик птич­ки все­гда от­крыт в сто­ро­ну боль­ше­го числа (рис. 20).

Запись знаков сравнения

Рис. 20. За­пись зна­ков срав­не­ния 

Чте­ние за­пи­си на­чи­на­ем слева.

 Закрепление знаний на практике

А те­перь за­кре­пим по­лу­чен­ные зна­ния.

Вы­пол­ним за­да­ние: со­счи­та­ем пред­ме­ты в груп­пах и на­зо­вем, каких пред­ме­тов боль­ше, каких мень­ше, какой знак нужно по­ста­вить между чис­ла­ми (рис. 21).

Задача на сравнение

Рис. 21. За­да­ча на срав­не­ние 

Со­счи­та­ем, сколь­ко утят. Чет­ве­ро. Сколь­ко ля­гу­шат? Трое. Кого боль­ше? Утят. Кого мень­ше? Ля­гу­шат. За­пи­шем это. Какой знак нужно по­ста­вить между циф­ра­ми? Знак «боль­ше» (рис. 22).

Утят больше, чем лягушат

Рис. 22. Утят боль­ше, чем ля­гу­шат 

Про­чтем за­пись: че­ты­ре боль­ше трех.

Вы­пол­ним ана­ло­гич­ное за­да­ние (рис. 23).

Задача на сравнение

Рис. 23. За­да­ча на срав­не­ние 

Сколь­ко звез­до­чек? Семь. Сколь­ко кру­жоч­ков? Семь. Что можно ска­зать о ко­ли­че­стве звез­до­чек и кру­жоч­ков? Звез­до­чек столь­ко же, сколь­ко и кру­жоч­ков. Кру­жоч­ков столь­ко же, сколь­ко и звез­до­чек. Какой знак нужно по­ста­вить? «Равно». Про­чтем по­лу­чен­ную за­пись: семь равно семи (рис. 24).

Количество предметов равное

Рис. 24. Ко­ли­че­ство пред­ме­тов рав­ное 

Вы­пол­ним еще одно за­да­ние (рис. 25).

Задача на сравнение

Рис. 25. За­да­ча на срав­не­ние 

Сколь­ко котят? Трое. Сколь­ко мисок? Пять. Чего боль­ше? Мисок. Кого мень­ше? Котят.

Какой знак нужно по­ста­вить? «Мень­ше» (рис. 26).

Выбор знака сравнения

Рис. 26. Выбор знака срав­не­ния

Про­чтем за­пись: три мень­ше пяти (рис. 27).

Три меньше пяти

Рис. 27. Три мень­ше пяти

 На сколько больше или на сколько меньше предметов в группах

Те­перь рас­смот­рим на при­ме­рах, как мы можем от­ве­тить на во­прос: на сколь­ко боль­ше или на сколь­ко мень­ше пред­ме­тов в груп­пах (рис. 28).

Задача на сравнение

Рис. 28. За­да­ча на срав­не­ние 

Сколь­ко ёжи­ков? Пять. Сколь­ко ли­сточ­ков? Три. Кого боль­ше? Ёжи­ков. Пять боль­ше трех. Чего мень­ше? Ли­сточ­ков. Три мень­ше пяти (рис. 29).

Пять больше трех, три меньше пяти

Рис. 29. Пять боль­ше трех, три мень­ше пяти 

Чтобы от­ве­тить на во­прос, на сколь­ко боль­ше или на сколь­ко мень­ше, со­ста­вим пары: ёжик – ли­сто­чек. Что мы за­ме­ти­ли (рис. 30)?

Пары предметов

Рис. 30. Пары пред­ме­тов 

Двум ёжи­кам не хва­ти­ло пары. Чтобы узнать, на сколь­ко ежи­ков боль­ше, чем ли­сточ­ков, нужно из пяти вы­честь три (рис. 31).

Вычитание

Рис. 31. Вы­чи­та­ние

Ёжи­ков на два боль­ше, чем ли­сточ­ков (рис. 32).

Ёжиков больше на два

Рис. 32. Ёжи­ков боль­ше на два 

Чтобы узнать, на сколь­ко ли­сточ­ков мень­ше, чем ёжи­ков, нужно из боль­ше­го числа (пять) вы­честь мень­шее число (три). Ли­сточ­ков на два мень­ше, чем ёжи­ков.

Сде­ла­ем вывод: чтобы узнать, на сколь­ко боль­ше или на сколь­ко мень­ше пред­ме­тов в груп­пе, надо из боль­ше­го числа вы­честь мень­шее (рис. 33).

Правило сравнения предметов в группе

Рис. 33. Пра­ви­ло срав­не­ния пред­ме­тов в груп­пе 

Вы­пол­ним за­да­ние: рас­смот­рим кар­тин­ку и от­ве­тим, каких фигур боль­ше, каких мень­ше и на сколь­ко (рис. 34).

Задача на сравнение

Рис. 34. За­да­ча на срав­не­ние 

Квад­ра­тов де­сять, тре­уголь­ни­ков во­семь. Де­сять боль­ше вось­ми, во­семь мень­ше де­ся­ти (рис. 35).

Квадратов больше, чем треугольников

Рис. 35. Квад­ра­тов боль­ше, чем тре­уголь­ни­ков

На сколь­ко квад­ра­тов боль­ше, чем тре­уголь­ни­ков? Де­сять минус во­семь равно 2 (рис. 36).

Квадратов больше на 2

Рис. 36. Квад­ра­тов боль­ше на 2 

Квад­ра­тов на два боль­ше, чем тре­уголь­ни­ков. Тре­уголь­ни­ков на два мень­ше, чем квад­ра­тов (рис. 37).

Треугольников меньше на два

Рис. 37. Тре­уголь­ни­ков мень­ше на два 

 Выводы урока

Для срав­не­ния ко­ли­че­ства пред­ме­тов в груп­пах в ма­те­ма­ти­ке поль­зу­ют­ся зна­ка­ми «боль­ше» (>) и «мень­ше» (<). Чтобы узнать, на сколь­ко боль­ше или на сколь­ко мень­ше пред­ме­тов в груп­пе, надо из боль­ше­го числа вы­честь мень­шее.

 

До­маш­нее за­да­ние

  • О каких ма­те­ма­ти­че­ских зна­ках вы узна­ли на уроке? Когда они при­ме­ня­ют­ся?
  • Рас­ста­вить знаки >, < или =.

5…4

4…3

8…7

6…9

  • На­ри­суй­те кар­тин­ку-за­да­чу на срав­не­ние пред­ме­тов.
 

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Доступные Знания.

Новостная рассылка

Подпишитесь на последние новости

Поиск