Начальное знакомство с математикой

 

Тема: На­чаль­ное зна­ком­ство с ма­те­ма­ти­кой

Урок: Форма, ве­ли­чи­на, рас­по­ло­же­ние пред­ме­тов

 

1. Введение

На дан­ном уроке мы по­го­во­рим о форме, ве­ли­чине и рас­по­ло­же­нии пред­ме­тов.

2. Задание 1

По­смот­ри­те на кар­тин­ку (рис. 1) и дайте от­ве­ты на во­про­сы:

Форма

Рис. 1

1. Кто на­ри­со­ван на кар­тин­ке?

Пра­виль­ный ответ: Моряк, повар, док­тор, по­жар­ный.

2. Как вы до­га­да­лись?

Пра­виль­ный ответ: Люди одеты в раз­ную форму в за­ви­си­мо­сти от их про­фес­сии.

В ма­те­ма­ти­ке у фигур тоже есть своя форма. На­при­мер, на кар­тин­ке (рис. 2) на­ри­со­ва­ны квад­рат, тре­уголь­ник и круг.

Форма

Рис. 2

Да­вай­те по­тре­ни­ру­ем­ся в опре­де­ле­нии форм.

3. Задание 2: определение форм

По­смот­ри­те на кар­тин­ку (рис. 3) и дайте от­ве­ты на во­про­сы.

Форма

Рис. 3

1. Сколь­ко квад­ра­тов изоб­ра­же­но на кар­тин­ке?

Пра­виль­ный ответ: 4 квад­ра­та (рис. 4).

Форма

Рис. 4

2. Сколь­ко тре­уголь­ни­ков изоб­ра­же­но на кар­тин­ке?

Пра­виль­ный ответ: 3 тре­уголь­ни­ка (рис. 5).

Форма 

Рис. 5

3. Сколь­ко кру­гов изоб­ра­же­но на кар­тин­ке?

Пра­виль­ный ответ: 2 круга (рис. 6).

Форма 

Рис. 6

Пред­ме­ты, окру­жа­ю­щие нас, имеют такую же форму.

4. Задание 3: определение форм

По­смот­ри­те на кар­тин­ку (рис. 7) и дайте от­ве­ты на во­про­сы:

Форма

Рис. 7

1. Какие пред­ме­ты на кар­тин­ке имеют квад­рат­ную форму?

Пра­виль­ный ответ: Шах­мат­ная доска, часы, стол.

2. Какие пред­ме­ты на кар­тин­ке имеют круг­лую форму?

Пра­виль­ный ответ: Та­рел­ка, солн­це, мо­не­та.

3. Какие пред­ме­ты на кар­тин­ке имеют тре­уголь­ную форму?

Пра­виль­ный ответ: До­рож­ный знак, пла­ток.

6. Задание 4: сходства и отличия фигур

Форма

Рис. 8

Форма

Рис. 9 

Форма

Рис. 10

Рас­смот­ри­те фи­гу­ры на кар­тин­ках (рис. 8-10). Чем они по­хо­жи? Чем они от­ли­ча­ют­ся?

Пра­виль­ный ответ:

1. Фи­гу­ры по­хо­жи фор­мой, это круги. От­ли­ча­ют­ся фи­гу­ры цве­том (жел­тый, крас­ный, зе­ле­ный).

2. Фи­гу­ры по­хо­жи цве­том, все они жел­тые. От­ли­ча­ют­ся фи­гу­ры фор­мой (квад­рат, тре­уголь­ник, круг).

3. Фи­гу­ры по­хо­жи и фор­мой (круги) и цве­том (синий). От­ли­ча­ют­ся фи­гу­ры раз­ме­ром (боль­шой и ма­лень­кий).

За­кре­пим по­лу­чен­ные зна­ния:

5. Задание для любознательных

За­да­ние для лю­бо­зна­тель­ных: По­смот­ри­те во­круг и на­зо­ви­те, какие пред­ме­ты в вашей ком­на­те имеют форму круга, квад­ра­та, тре­уголь­ни­ка.

6. Задание 5: свойства фигур

По­смот­ри­те на кар­тин­ку (рис. 11) и дайте от­ве­ты на во­про­сы:

Форма 

Рис. 11

1. Сколь­ко синих фигур на кар­тин­ке?

Пра­виль­ный ответ: 7 фигур (рис. 12).

Форма

Рис. 12

2. Сколь­ко крас­ных фигур на кар­тин­ке?

Пра­виль­ный ответ: 3 фи­гу­ры (рис. 13).

Форма

Рис. 13

3. Сколь­ко кру­гов на кар­тин­ке?

Пра­виль­ный ответ: 3 круга (рис. 14).

Форма

Рис. 14

4. Сколь­ко квад­ра­тов на кар­тин­ке?

Пра­виль­ный ответ: 3 квад­ра­та (рис. 15).

Форма

Рис. 15

5. Сколь­ко тре­уголь­ни­ков на кар­тин­ке?

Пра­виль­ный ответ: 4 тре­уголь­ни­ка (рис. 16).

Форма

Рис. 16

6. Сколь­ко боль­ших фигур на кар­тин­ке?

Пра­виль­ный ответ: 4 боль­шие фи­гу­ры (рис. 17).

Форма

Рис. 17

7. Сколь­ко ма­лень­ких фигур на кар­тин­ке?

Пра­виль­ный ответ: 6 ма­лень­ких фигур (рис. 18).

Форма

Рис. 18

Под­ве­дем итог:

Фи­гу­ры могут от­ли­чать­ся друг от друга фор­мой, раз­ме­ром и цве­том.

Те­перь по­го­во­рим о ве­ли­чине.

7. Задание 6: сравнение размеров предметов

По­смот­ри­те на кар­тин­ки (рис. 19, рис. 21, рис. 23) и срав­ни­те пред­ме­ты:

1.

Форма

Рис. 19

Что можно ска­зать о длине ка­ран­да­шей?

Пра­виль­ный ответ (рис. 20): Синий ка­ран­даш длин­нее крас­но­го. Крас­ный ка­ран­даш ко­ро­че си­не­го.

Форма

Рис. 20

2.

Форма

Рис. 21

Что можно ска­зать о слоне и мышке?

Пра­виль­ный ответ (рис. 22): Слон боль­ше мышки. Мышка мень­ше слона.

Форма

Рис. 22

3.

Форма

Рис. 23

Что можно ска­зать о тол­щине книги и блок­но­та?

Пра­виль­ный ответ: Книга толще блок­но­та. Блок­нот тонь­ше книги.

8. Задание 7: сравнение размеров предметов

1. Перед вами две ленты (рис. 24): синяя и зе­ле­ная. Срав­ни­те их по ши­рине.

Форма

Рис. 24

Какая лента шире, а какая уже?

Пра­виль­ный ответ: Зе­ле­ная лента шире синей ленты. Синяя лента уже зе­ле­ной ленты.

2. Срав­ни­те де­ре­во и ку­стар­ник (рис. 25) по вы­со­те:

Форма

Рис. 25

Что ниже, а что выше?

Пра­виль­ный ответ: Де­ре­во выше ку­стар­ни­ка. Ку­стар­ник ниже де­ре­ва.

Под­ве­дем итог:

Пред­ме­ты можно срав­ни­вать по раз­ме­ру, длине, вы­со­те, ши­рине.

9. Задание 8: расположение предметов

К нам на урок при­шел ко­те­нок. Он такой непо­сед­ли­вый. По­смот­ри­те на кар­тин­ки (рис. 25-30).

Где сидит ко­те­нок?

1.

Форма

Рис. 26

Пра­виль­ный ответ: На стуле.

2.

Форма

Рис. 27

Пра­виль­ный ответ: У стула.

3.

Форма

Рис. 28

Пра­виль­ный ответ: Между сту­лья­ми.

4.

Форма

Рис. 29

Пра­виль­ный ответ: Перед сту­лья­ми.

5.

Форма

Рис. 30

Пра­виль­ный ответ: За кор­зи­ной.

6.

Форма

Рис. 31

Пра­виль­ный ответ: В кор­зине.

10. Левая и правая руки

Мы уже знаем, что у че­ло­ве­ка две руки: левая (рис. 31) и пра­вая (рис. 32).

Форма

Рис. 31

Форма 

Рис. 32

11. Задание 9: левая и правая стороны

Про­ве­дем на­блю­де­ние. Опре­де­лим у че­ло­ве­ка на кар­тин­ке (рис. 33) левую и пра­вую сто­ро­ну.

Форма

Рис. 33

По­ка­жем, где его пра­вое ухо (рис. 34):

Форма

Рис. 34

По­ка­жем, где его левое ухо (рис. 35):

Форма

Рис. 35

По­ка­жем, где его пра­вый глаз (рис. 36):

Форма

Рис. 36

А те­перь по­ка­жем, где его левый глаз (рис. 37):

Форма 

Рис. 37

Что вы за­ме­ти­ли?

Пра­виль­ный ответ: У че­ло­ве­ка, сто­я­ще­го к вам лицом, левая и пра­вая сто­ро­ны про­ти­во­по­лож­ны по от­но­ше­нию к вам.

12. Задание 10: левая и правая стороны

1. Опре­де­ли­те, где пра­вая и левая рука у маль­чи­ка на кар­тин­ках (рис. 38-39).

Форма

Рис. 38

Форма

Рис. 39

Пра­виль­ный ответ (рис. 40-41):

Форма

Рис. 40

Форма

Рис. 41

2. Опре­де­ли­те, в какой руке шарик у Винни Пуха (рис. 42-43).

Форма

Рис. 42

Форма

Рис. 43

Пра­виль­ный ответ: 1. В левой, 2. В пра­вой.

3. Те­перь опре­де­ли­те, с какой сто­ро­ны стоят Пя­та­чок и Иа от Винни Пуха по от­но­ше­нию к вам (рис. 44).

Форма

Рис. 44

Пра­виль­ный ответ: Пя­та­чок стоит с пра­вой сто­ро­ны, Иа стоит с левой сто­ро­ны.

13. Заключение

Под­ве­дем итог:

Рас­по­ло­же­ние пред­ме­тов можно ука­зать с по­мо­щью слов: «выше», «ниже», «за», «на», «под», «у», «слева», «спра­ва» и т. д.

На дан­ном уроке мы узна­ли о форме пред­ме­тов, их ве­ли­чине и рас­по­ло­же­нии.

 

До­маш­нее за­да­ние

1. Встань­те перед зер­ка­лом. Под­ни­ми­те левую руку. Какую руку под­ня­ло ваше от­ра­же­ние в зер­ка­ле? Вы­пол­ни­те ана­ло­гич­ную опе­ра­цию с пра­вой рукой.

2. Что боль­ше: школь­ная парта или ку­хон­ный стол? Что боль­ше: ваша квар­ти­ра или школь­ный ка­би­нет?

Tags:

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Доступные Знания.

Новостная рассылка

Подпишитесь на последние новости

Поиск